Психолог родителям: О формировании образа будущего ребенка. - 12 Марта 2016 - Детский и семейный психолог в Череповце Юлия Данилова
Понедельник, 23.09.2019, 00:06
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Март 2016  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Детский и семейный психолог в Череповце

Юлия Данилова

Записывайтесь на консультацию : +79210582328

Главная » 2016 » Март » 12 » Психолог родителям: О формировании образа будущего ребенка.
14:45
Психолог родителям: О формировании образа будущего ребенка.

Что могут сделать родители, чтобы сформировать

здоровый образ будущего.

Родительская Академия, 10 марта 2016 года,

выступление психолога, коуч-тренера Александра Владимировича Викулова

Сегодня мы хотим поговорить о том, что могут сделать родители, чтобы сформировать здоровый образ будущего. Образ будущего всегда есть. В двух местах, я знаю, нет образа будущего, прости Господи. Это в морге и на кладбище. В остальных местах везде есть этот образ. Вопрос в том, что он не вполне здоровый. Если у ребенка нет хорошего здорового образа будущего, то есть у него хорошее будущее? Я задаю риторический вопрос.

- Может получиться хорошее будущее (ответ из зала).

- Ответ очень достойный. Тогда что-то должно включиться, в его жизни должен кто-то или что-что появиться, какие-то обстоятельства, которые подкорректируют его образ будущего.

Если вы, как родители, этим процессом не занимаетесь (до этого мы много говорили про образование, и сегодня будем говорить про образование), - этим будут заниматься другие. Если вы своим образом будущего не занимаетесь, - о вас позаботятся, не волнуйтесь. И этим будут заниматься все, кому ни лень.

Когда мы детям помогаем делать личные проекты, вмещающие в себя образ будущего, иногда довольно долгоиграющие проекты, то дети становятся очень неудобными для окружения. Например, если раньше их сверстники могли позвать пойти куда угодно и сделать что угодно, то теперь эти дети чаще всего говорят «нет». Потому что им предлагают образ будущего, который не совпадает с их образом будущего.

 

Поэтому для родителей и для ребенка очень полезно поставить цель, чтобы был хороший образ будущего. У вашего ребенка образ будущего уже есть. Я приведу пример, как метафору. Ко мне на прием привезли мальчика из Вологды. Скажу заранее, что ведь будущее рождается из потребностей, из желаний. Есть очень полезный вопрос, который вам необходимо задавать себе, как родителю. И полезно при хорошем контакте, при доверительных отношениях задавать этот вопрос вашему ребенку независимо от возраста: «ЧТО ТЫ ХОЧЕШЬ БЕЗ ВСЯКИХ ОГРАНИЧЕНИЙ?» Вот все, что твоя душенька пожелает! Весь мир – у твоих ног!

Это и ценностный, и технологический вопрос. Попробуйте секунд тридцать ответить сами себе на этот вопрос: «Что я хочу без всяких ограничений?»

Если рассмотреть нашу ось времени, то на ней есть будущее, настоящее и прошлое. Понятно, что образ будущего рождается в настоящем, но много всяких влияний на настоящее. И будущее влияет на настоящее, и настоящее влияет на будущее.

- Были ли у вас трудности при ответе на этот вопрос?

- Мешают ограничения.

- Это ключевой вопрос про ограничения.

 

Я отвечу вам метафорой. В Индии маленького слоненка привязывают к колу на веревку, и он ходит вокруг этого кола. Слон вырастает и уже давно может вырвать кол и идти куда угодно, но он все также ходит вокруг него.

Пространство нашего разума устроено таким образом, что к полочкам памяти извне по органам зрения, слуха, обоняния и другим приходит информация. Дело в том, что когда мы живем, а наши дети тем более живут в подавляющем обществе, приводящем к ограничениям, -то мозг постепенно перестает перерабатывать информацию. У наших детей, если они смотрят мультики, играют в компьютерные игры, - уже серьезно зашлакован разум.

В результате у того, кого мы считаем успешным в жизни, разум заблокирован на 90%. То есть инвалид при жизни. Голова есть, все есть…Ученые насчитали 86 миллиардов нейронов. А «здоровый» человек использует из них только 10%. Он не видит ничего: ни себя, ни других. Не обладает искаженной информацией, которую не может толком переработать.

Поэтому все, что вы думаете о своих детях,  - не соответствует действительности.

Все, что вы думаете о себе, - не соответствует действительности.

И вообще, все, что вы думаете, - не соответствует действительности.

Еще бы, при таких искажениях информации в мозге, какие могут быть соответствия!

Поэтому, когда вы говорите про ограничения, - вы правы. Другими словами, у вас в кармане один рубль, а мечта поднимается только на 99 копеек. Отрыва нет.

Если вы думаете, что дети мечтают легче, то разные бывают дети. У кого-то это получается легче, кому-то мечтать намного труднее. Одни дети уйдут далеко от потребностей и перечислят вам все продукты из рекламы, то есть свои желания. Многие улетят в сферу денег, и не остановятся, пока время задания не выйдет. Поэтому в последнее время задаем вопрос: «Что ты хочешь вне материального мира?» Большие трудности у детей с этим. Может быть образ хорошего будущего у детей, если есть большие трудности? Никогда. По-крайней мере, здоровый образ будущего.

Я сейчас снова возвращаюсь к этому мальчику. У него очень хорошая мама. Это деланный ребенок. Она его выстрадала, и он вылюблен теплым шершавым языком. Но подавлять можно и криком, и любовью. И она со своей большой тревогой не только его вылизала, но улицу, по которой он идет, чтобы он не споткнулся. И она над ним возвышается, а мальчик на вопрос: «Что ты хочешь без всяких ограничений» отвечает, что хочет помогать маме мыть полы, а еще мыть посуду.

Ему 8 лет, у него никакой спонтанности нет. Зато мама была очень довольная. Она воспитывает «правильного» ребенка. Только у этого ребенка уже убита спонтанность его желаний. И у него уже нет своего образа будущего. У него мамин образ будущего. А приехали они, потому что у него трудно в жизни все: и товарищей нет, и учебная деятельность плохо складывается. Нужна была очень большая работа, чтобы сначала оживить внутреннего ребенка мамы, и через это оживить сына.

Я попросил его нарисовать все, что он хочет. Завис. Он даже через рисунок не может прорваться к образу будущего. А мама на него голос повышает: «А ну рисуй давай, мы из другого города тряслись сюда три часа!» Я сказал ему фразу, после которой у него энергия пошла: «Вот Малевич нарисовал черный квадрат, - и все восхищаются. А у тебя круче, чем у Малевича: ты вообще ничего не нарисовал! Только представь себе: здесь возможно абсолютно все, что угодно! Ты знаешь, когда-нибудь ты станешь известным человеком, подпиши мне, пожалуйста, это полотно». И он написал красивым подчерком свое имя и дату. И после этого ситуация стала меняться.

Помечтать без всяких ограничений – это способ их у себя обнаружить, обнаружить то, что ты подавленная личность. А с кого дети берут образ будущего? Ну, конечно, с родителей. Поэтому наша любимая присказка: «Пожалуйста, не волнуйтесь по поводу того, что ваши дети прогуливают школу, врут, подворовывают…Беспокойтесь о том, что они за вами непрерывно наблюдают».

Вопрос из зала:

- Вы говорите, что образ будущего – непростой вопрос. А мне кажется, что на самом деле он очень простой. Например, для меня – это покой: чистый снег, дом, небольшая церковь, снегоход, на котором можно прокатиться.

- Вы сейчас представили свое ресурсное будущее. Там видно, чего не хватает: покоя, природы. Все это является противопоставлением тому, что получает наш разум, тонущий в бесконечном информационном потоке. Но это часть будущего. Ведь нужно еще кормить детей, их обучать, воспитывать. Это кусочек, который дает вам отдохновение, который вам возвращает энергию. Такие образы должные быть у каждого человека, и не в единственном числе, их должно быть несколько. Ведь там очень глубокие вещи: и тропинка, и церквушка.

- Я дальше могу рисовать и про работу, этот образ я реализую в своей жизни.

- Отлично. Это прекрасно, потому что вы можете быть тогда хорошей моделью для своего сына, если этот образ будущего для него будет открыт.

- Он рисует себе нечто другое, поскольку он материалист, и, как вы сказали, мечтает иметь деньги.

- Образ будущего будет иметь определенные последствия для каждого человека. У Энштейна есть много высказываний на тему воспитания, например: «Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был умный, надо насыщать его хорошей мощной ценностной информацией». Эта ценностная информация храниться в народных сказках всех народов мира. Народные сказки возникли 10 тысяч лет назад задолго до возникновения письменности. Это хорошая гуманитарная модель про будущее, про целеобразование, про смыслы, преодоление беспомощности и т.д. И Энштейн говорил: «А если вы хотите, чтобы он был еще более умным, то пусть он тогда читает еще больше народных сказок». Это должны быть не авторские сказки, которые кто-то придумал, например, Андерсен, а именно народные сказки.

Итак, хорошо, что у вас есть конкретный образ будущего, но мы выяснили, что у сына другой, более материализованный  образ будущего. Я хочу проиллюстрировать из своего опыта, как образ будущего влияет. У меня есть в голове похожая на вашу картинка. Она мне нужна, чтобы душу восстановить. И я до самых холодов езжу на плохо оборудованную дачу, не пользуясь при этом электричеством, чтобы пожить этой природой, этой первобытной жизнью. Я мечтаю, когда станет чуть теплее, и я снова смогу поехать на дачу с ночевкой.

Вопрос из зала:

- Не получится ли так, что мы обманем ребенка, если сформируем у него образ будущего, который не реализуется?

- Ключевой вопрос заключается в том, что у него должно получиться свое. Вы сейчас затронули вопрос успешности. Успешность – это жесткий вопрос. И в нем есть обязательно материальные стороны, есть деньги. Но если человек успешен, то деньги не на первом месте стоят, это точно. Если просмотреть исследования биографии успешных людей, то в успехе – ключевое слово – «ХОЧУ». Когда это ключевое слово есть, то появляется и картина мира, и образ будущего, и все остальное.

Я очень жалею о том, что у меня не было технологичного тренера, который помог бы мне качественно проделать работу по достижению образа будущего. А теперь у нас даже есть книга «"90 дней на пути к счастью"», в которой подробно описана технология достижения мечты.

Продолжу отвечать метафорой. Мы с молодыми людьми, начиная со старшеклассников и дальше, когда они чего-то хотят, в нашей группе "49 дней к цели"проделываем работу по отсеиванию не своих желаний. Есть те, которые ветром надуло, в гештальттерапии их называют интроектами. Это застрессованные желания.  Когда обнаруживается своя «хотелка»,  то дальше мы выходим на проект. В одной группе, которую мы вели,  была девушка 19-ти лет. Она сказала, что хочет жить в отдельной однокомнатной квартире и встретить в ней текущий Новый год. В аудитории сразу появились комментарии о нереальности этого события. Из серии: «…люди годы кладут на то, чтобы иметь собственную жилплощадь».

Мы стали работать с зашлакованностью ее разума, которая мешает достичь поставленной цели. Ей самой страшно было подумать, что она окажется одна в этой квартире. Она много разряжалась. Когда у нее вследствие разрядки появилось свободное внимание, то она нашла несколько способов того, как можно это сделать. Нашла своего папу, который жил после развода в другом городе. Он так был ей рад, что тоже подключился к реализации ее мечты. В результате она получила недорогую ипотеку на вторичном рынке и Новый год встретила в своей квартире. Это не были розовые мечты, как у Манилова. Это был технологизированный проект со своими целями, задачами, действиями, сроками, с ресурсами. И саамы главный ресурс, про который люди забывают, - это внутренний ресурс. И у нас много таких примеров.

Сейчас у меня в работе молодой человек, который прошел колоссальный конкурс в один из престижнейших инженерных ВУЗов Санкт-Петербурга. Он едва не вылетел на первом курсе. У него был образ будущего, в котором он должен учиться не ниже «четверки», чтобы только зацепиться за стипендию. Он уже находился в депрессии, не мог ходить на занятия. Семья в тот момент его не понимала. Родители считали, что столько всего было для него сделано, а он это не ценит, у него нет благодарности. Поэтому тоже на него, что называется, наезжали.

После проведенной с ним работы он стал выстраивать образ будущего. Он создал личные проекты на полугодие, на 1,2,3,4,5-й курсы. Есть личный проект на пять лет после завершения обучения. В своей работе он постоянно крутил в своей голове видеофильмы на тему достижения образа будущего. Он ходил с такой энергией, как будто уже достиг всех целей. А линия энергии целей у него протяженностью в 10 лет.

браз будущего должен быть гармоничным. Эффективными и успешными могут быть только гармоничные системы. Например, вот вам математическая задачка: «Государство решило увеличить поголовье кроликов за 100 лет. Как вы будете действовать?» Ответ простой: на 95 лет нужно забыть о кроликах, а государству развиваться гармонично. А в последние пять лет, выйдя на высокий государственный потенциал, можно решать уже любые другие задачи: хоть кроликов разводить, хоть осликов.

Личность, как и государственная система, должна развиваться гармонично. Любая деятельность в жизни личности должна занимать какое-то определенной место. Ничего хорошего нет в том, чтобы ради достижения мечты уйти с головой в работу. И с работой не будет хорошо, и со всем остальным не будет хорошо. Жизнь – это марофон, и нужно быть многоборцем. Помимо учебы и работы важно заниматься здоровьем, важно, чтобы было место для хобби, творчества, важно, чтобы была семья, были друзья. Причем такие друзья, которые тебя вверх тянут, а не вниз пивка попить.

Кто сегодня так разговаривает со своими детьми? А они очень нуждаются в таких разговорах…

Записано Юлией Даниловой.

 

 

Просмотров: 444 | Добавил: Jule | Теги: консультация психолога, психолог родителям в Череповце, родительская академия в череповце, Психологический центр Сталкер, будущее ребенка | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar