Воскресенье, 22.09.2019, 23:21
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Категории раздела
...с МУЖЕМ (ЖЕНОЙ) [26]
Как договориться друг с другом
...c РЕБЕНКОМ [71]
НОВЫЕ РЕШЕНИЯ в общении в с ребенком
...с САМИМ СОБОЙ [24]
Инструменты достижения цели
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Детский и семейный психолог в Череповце

Юлия Данилова

Записывайтесь на консультацию : +79210582328

КАК НАЛАДИТЬ ОТНОШЕНИЯ...

Главная » Файлы » ...c РЕБЕНКОМ

Стоит ли отдавать ребенка в детский сад?
30.01.2017, 14:17

СТОИТ ЛИ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САД или

что могут сделать родители, чтобы ослабить аргументы "против".

Вы слышите от своих знакомых абсолютно разные отзывы о том, как их дети привыкали к детскому саду и с каким настроением посещают его сейчас. Кто-то всем доволен, а кто-то рассказывает жуткие истории о страданиях ребенка. 
Давайте разберем самые распространенные аргументы «за» и «против», которыми руководствуются родители, принимая это важное для себя и для ребенка решение. 
Я собрала все отзывы родителей, побывавших на моих курсах по адаптации ребенка к детскому саду, и составила список основных аргументов в пользу посещения и против посещения ребенком детского сада. Вот что получилось: 

Аргументы "за".
1. Детский сад – это школа общения, необходимый опыт социализации. 


2. В детском саду дети больше играют со взрослыми и друг с другом, им весело и интересно. 

3. В детском саду ребенок учится дисциплине. В детском саду могут подавлять ребенка, нарушать его права. 

4. В детском саду ребенок учится быть самостоятельным, быстро приобретает навыки самообслуживания. 

5. В детском саду ребенок получает всестороннее развитие на специальных занятиях. 

Аргументы "против":

1. В детском саду дети начинают часто болеть. 

2. Посещение детского сада приводит к различным нарушениям в поведении ребенка: к агрессивности, к плаксивости и капризам, к страхам. 

3. На него могут кричать, обзывать, заставлять делать то, чего он не хочет. Он может получить психическую травму. 

4В детском саду ребенок будет испытывать тоску, покинутость, одиночество, будет скучать и тяжело переносить разлуку с мамой и с другими членами семьи. 


Как правило, аргументы «за» и «против» уравновешивают друг друга по своей весомости, поэтому родителям так трудно бывает сделать уверенный выбор. Но, давайте разберем все по порядку, начиная с аргументов «против». 
 

1. В ДЕТСКОМ САДУ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ЧАСТО БОЛЕТЬ ОРВИ, ПОПРОСТУ, ПРОСТУДНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ. 
ЧТО ГОВОРЯТ ПЕДИАТРЫ О ЧАСТОТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У РЕБЕНКА ОРВИ? 
В норме ребенок может болеть ОРВИ до 9-ти раз в году. Когда ребенок попадает в детский сад, он чаще начинает соприкасаться с различного рода вирусами, у него формируется иммунная система, и это хорошо. Ребенок не может все время находится в домашних условиях с привычной микрофлорой. Рано или поздно он все равно столкнется с вирусами в школе и в других общественных местах. 

 

ЧТО ГОВОРЯТ ПСИХОЛОГИ О ЧАСТОТЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У РЕБЕНКА ОРВИ? 
Дорогие родители, ответьте на вопрос: 
«Что происходит, когда ваш ребенок болеет?» 
• Вы сразу бросаете все свои дела и с озабоченным лицом, полным сочувствия и печали, наконец-то обращаете свой взор в сторону ребенка? 
• Разрешаете ему смотреть мультики, сколько он захочет? 
• Спрашиваете, что он еще хочет, проявляете к нему внимание и интерес? 
• Разрешаете не есть то, чего он не любит, и позволяете съедать больше сладостей? 
В таком случае ваш ребенок уже знает, как здорово болеть! Он получает сразу кучу любви, внимания, заботы! Помимо всего прочего, с него снимается часть запретов и ограничений 
А теперь представьте, что происходит, если он заболел, и поэтому его не повели в детский сад? 
Правильно, он получает все преимущества болезни плюс ОСВОБОЖДЕНИЕ от детского сада! 
В следующий раз его организм сам бессознательным образом среагирует болезнью, чтобы остаться дома. Дети этому быстро учатся… 
В семьях, где ребенок получает внимания и любовь в достаточной мере для того, чтобы не использовать для этого болезнь, он болеет редко. Речь идет не только о вирусных инфекциях, но и о психосоматических заболеваниях. Кстати, простудные заболевания в какой-то мере тоже можно отнести к разряду психосоматических заболеваний. Наверняка вы замечали, что если у вас отличное настроение, то никакая «зараза» к вам не пристает! И, наоборот, в подавленном состоянии можно «подцепить» все, что угодно. 

 

2. ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТСКОГО САДА ПРИВОДИТ К РАЗЛИЧНЫМ НАРУШЕНИЯМ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА: К АГРЕССИВНОСТИ, К ПЛАКСИВОСТИ И КАПРИЗАМ. 
Действительно, с начала посещения детского сада родители могут замечать изменения в поведении своего ребенка. Причин таким изменениям в поведении может быть несколько. Рассмотрим основные из них. 

 

ПРИЧИНЫ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ВО ВРЕМЯ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА. 
 

1. Возрастной кризис. 
Вспомните случаи, когда вы уже сталкивались с новым поведением своего ребенка: 
• раньше он тянулся к вам, а теперь убегает и не оглядывается; 
• раньше он соглашался во всем, а теперь говорит, что ему нужно. 
• вы слышите: «я хочу» (не хочу), я «буду», «я сам». 
Эти изменения связаны с переходом психики ребенка на следующий, более сложный уровень психического развития. 
Так проявляется «кризис 3-х летнего возраста». 
Ребенок, как может, отстаивает свое право на свободу и самостоятельность. Это сопровождается бурным проявлением чувств. Он злится, когда получает отказ, требует еще сильней, плачет, выражая таким образом свое горе. 
С появлением изменений в поведении ребенка вы начинаете устанавливать новые правила взаимодействия, которые необходимо усвоить вашему малышу. 
Через какое-то время вы замечаете, что он успокаивается. Затем назревает новый возрастной кризис, который вы снова вместе переживаете. Это нормальный естественный процесс взросления. 
Когда ребенок приходит в детский сад, количество ограничений в его поведении резко увеличивается. Малыш начинает жить по другим правилам. Например: 
• нельзя вставать с кроватки во время тихого часа; 
• нельзя выходить из-за стола, пока все не поели; 
• нельзя выходить за пределы участка; 
• нельзя громко кричать и быстро бегать. 
Приходится делать все вместе с другими детьми, даже если этого делать совсем не хочется. Поскольку в садике отстоять свои права маленькому ребенку практически невозможно, он начинает усиливать свою свободу в домашних, более безопасных для него условиях: сопротивляться домашним правилам, игнорировать просьбы родителей, выдвигать свои требования. 
В этом случае нужно с пониманием отнестись к тому, что происходит, проявить принятия к его чувствам, мягко, но уверенно сказать ребенку, что в его поведении для вас неприемлемо. 

 

2. Запрет на разрядку чувств. 
Второй причиной изменений в поведении ребенка после посещения детского сада являются ограничения на проявление чувств: 
• в садике нельзя плакать; 
• нельзя злиться, проявлять вербальную и физическую агрессию; 
• нельзя громко смеяться и кричать; 
• нельзя бегать. 
Но именно в этот трудный период адаптации в детском саду ребенок как никогда нуждается в разрядке, которая как раз и происходит через бег, прыжки и крики. 
В результате малыш приходит домой, а родители не понимают, почему вдруг он начинает то безудержно веселиться, то без видимой причины плакать, то набрасывается на кого-нибудь с кулаками. 
На самом деле, ребенок таким образом разряжает накопившиеся чувства. Часто родители не понимают, что с ним происходит, и делают ошибку, накладывая повторный запрет на разрядку чувств, запрещая ему их проявлять. В результате подавленные чувства приводят к невротизации и психосоматическим заболеваниям. 
Лучше всего в этом случае поиграть с ним вместе в подвижные игры, не препятствуя его разрядке. Если он плачет, не стоит мешать ему, останавливать, успокаивать. Просто будьте с ним рядом. Подробно о том, как правильно играть с ребенком, я написала в курсе "Практическое руководство по Восстанавливающей игре с ребенокм" 

 

3. Непосредственно адаптация ребенка к условиям детского сада. 
Третья причина возможных изменений в поведении ребенка – это сам процесс адаптации к новым условиям в детском саду. Ребенок в это время испытывает длительный стресс: 
• он оказывается в незнакомом месте, в незнакомой обстановке; 
• он надолго остается с незнакомыми людьми и детьми без мамы; 
• он начинает жить по новому распорядку дня; 
• он вынужден есть отличную от домашней еды пищу; 
• он вынужден вступать в отношения с другими людьми, хочет он этого или нет; 
• он попадает в трудные и конфликтные ситуации, в которых остается без поддержки мамы. 

 

Адаптация проходит у детей по-разному, но во многом зависит от степени душевного здоровья его семьи. Если у мамы тревожность и страхи, если в семье конфликты, если нет любящих отношений, если присутствует нездоровая эмоциональная привязанность ребенка к матери – адаптация к детскому саду будет проходить намного трудней. 
Подробней о том, как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду будем разбирать в главе: «Что могут сделать родители, чтобы ребенок легко привык к детскому саду». 

 

3. В ДЕТСКОМ САДУ МОГУТ ПОДАВЛЯТЬ РЕБЕНКА, НАРУШАТЬ ЕГО ПРАВА. 
На него могут кричать, обзывать, заставлять делать то, чего он не хочет. Он может получить психическую травму. 
Да, и этого, к сожалению или к счастью, вашему ребенку не избежать и вот почему. Давайте я сразу поясню, что имею в виду под подавлением и нарушением прав ребенка. Подавлять, значит лишать ребенка прав в проявлении своих чувств, в высказывании своего мнения, игнорировать его потребности, принуждать его против его воли к чему-либо. 
С подавлением в той или иной степени ребенок встречается везде, и в первую очередь, в своей собственной семье. Вы задумывались о происхождении слова «ребенок»? Есть мнение лингвистов, что первоначально оно звучало, как «рабенок». Другими словами, ребенок – это маленький раб. То есть, человек без прав. Такое отношение к ребенку сохраняется в нашем обществе до сих пор. Что он слышит в свой адрес от родителей: 
- Ты еще мал рассуждать на эту тему. 
- Рано тебе еще иметь свое мнение. 
- Твое мнение и твои желания никого не интересуют. 
- Будешь делать, как я сказал. 

 

Родители позволяют себе кричать на своего ребенка, обзывать его и критиковать. Но считают почему-то неприемлемым, если такое поведение по отношению к своему ребенку позволяет другой взрослый. Понятно, что такое поведение недопустимо со стороны воспитателей и педагогов. Но это поведение также недопустимо и со стороны родителей. Это является нарушением прав ребенка. 
 

Конечно, от воспитателей и педагогов мы ожидаем профессиональной компетенции в общении с детьми и ценим их человеческие качества: доброту, любовь, терпение, внимание детям, жизнерадостность. И честное слово, когда я вижу манеру общения родителей со своими детьми на улице и то, как разговаривают воспитатели с детьми в детском саду, то родители на этом фоне явно проигрывают. 
Конечно, во многом то, насколько благоприятная психологическая атмосфера будет в группе детского сада, зависит от личности воспитателя и его помощника. Все мы помним из детства, что у нас были любимые и нелюбимые воспитатели и учителя. И определялся наш выбор простым критерием: добрая воспитательница или злая. Ребенок говорит, что воспитатель добрая, - значит, отношения сложились удачно. Если злая – то, скорей всего, у воспитателя есть какие-то личные проблемы, которые мешают ей строить конструктивные отношения с детьми. 

 

Но как бы там ни было, ребенок в любом случае будет сталкиваться с разным к себе отношением со стороны взрослых и детей. И это хорошо. Он будет учиться по своему реагировать на поведение другого. Здесь важно обсуждать с ребенком любой негативный опыт общения и оказывать ему поддержку в выборе подходящего способа реагирования на эту ситуацию. Важно научить его говорить о своих потребностях, отстаивать свои интересы, но при этом не нарушать права другого человека. 
 

Если все-таки вы узнали, что в детском саду был случай, который повлек за собой психическую травму ребенка, то следует сразу же обратиться к профессиональному психологу, который вовремя поможет разрядить его чувства, связанные с этой травматичной ситуацией, чтобы подавленная негативная энергия не управляла ребенком всю его дальнейшую жизнь. 
 

4. В ДЕТСКОМ САДУ РЕБЕНОК БУДЕТ ИСПЫТЫВАТЬ ТОСКУ, ПОКИНУТОСТЬ, ОДИНОЧЕСТВО, БУДЕТ СКУЧАТЬ И ТЯЖЕЛО ПЕРЕНОСИТЬ РАЗЛУКУ С МАМОЙ И С ДРУГИМИ ЧЛЕНАМИ СЕМЬИ. 
Да. Вполне естественно, когда малыш впервые надолго остается без мамы среди незнакомых взрослых и детей, он может переживать чувство одиночества, горя, беспомощности. Но это непременный атрибут взросления ребенка и его здорового эмоционального отделения от мамы. Рано или поздно ему все равно придется учиться решать свои задачи без помощи родителей. 

 

Ребенок в своей жизни может испытывать самые разные чувства. И он имеет право чувствовать все, что угодно. Не стоит лишать его этого права. Многие мамы ошибочно считают, что отвечают за чувства ребенка и могут каким-то образом влиять на его переживания. Но реальность такова, что мы не можем изменить другого человека: его чувства, мысли, поведение. 
 

Когда у мамы с ребенком есть сильная эмоциональная привязанность, то сама мама не в состоянии принять горе ребенка: не может смотреть, как он плачет, потому что у нее включаются собственные чувства. Происходит присоединение к состоянию ребенка, и в результате мама горюет нисколько не меньше, а скорей наоборот, сильнее. Ведь если ребенок инстинктивно знает, как ему справится с эмоциями и их разряжает (конечно, если ему это позволяют делать взрослые), то мама идет на работу, подавляя свое горе, и впадает в депрессивное состояние, которое по замкнутому кругу вновь передается ребенку. 
 

Чтобы малыш быстро справился с ситуацией расставания, помогите ему разрядить его чувства. Дайте ему плакать столько, сколько ему нужно, не прерывая разрядку: 
• Нельзя успокаивать, а именно: 
- гладить по голове; 
- говорить: «Не плачь!», «Прекрати реветь!» «Ты большой!» и т.п. 
Лучше взять ребенка за руку, можно обнять. Скажите, что он может плакать столько, сколько хочет. Что ему после этого станет гораздо лучше. 

• Нельзя приуменьшать значимость его чувств: 
- «подумаешь, мама ушла»; 
- «смотри, никто не плачет»; 
- «мама никуда не денется, придет». 

Скажите ему: 
- я тебя понимаю, что ты чувствуешь; 
- я сопереживаю твоему горю; 
- я тоже переживал(а) это; 

Расскажите о том, как вас привели в первый раз в сад, если вы имеете такой опыт. Поделитесь тем, что вы чувствовали тогда, как справились, что помогло, чем закончилась ваша история… 
Воспитатели детских садов знают, что те дети, которые в период адаптации сильно и долго плакали, впоследствии с гораздо большей радостью, охотой и интересом ходят в сад. Это говорит о том, что эти дети сумели разрядить свое горе по поводу вынужденного расставания с мамой, и их внимание освободилось для довольно увлекательной и интересной жизни в детском саду. 
Поэтому, если вы обеспокоены тем, что ребенку будет в детском саду плохо, то это имеет отношение к действительности в той мере, насколько вы сейчас сами испытываете негативные чувства по этому поводу. 
Скорей всего, вами руководят собственные переживания из раннего детства в детском саду. Вспомните, как вы расставались с мамой, что при этом чувствовали. 

Юлия Данилова, детский и семейный психолог, автор книг для родителей.
Отрывок из книги "В детский сад без слез"

Категория: ...c РЕБЕНКОМ | Добавил: Jule | Теги: отношения с ребенком, Адаптация ребенка к детскому саду, консультация психолога в Череповце, психологический центр, детский и семейный психолог
Просмотров: 103 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar