Воскресенье, 22.09.2019, 23:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Вход на сайт
Категории раздела
Саморазвитие, совершенствование [26]
Родители и дети [43]
Заметки психолога о контакте родителей с ребенком
О семье [0]
Это любопытно [3]
Поиск
Календарь
«  Июнь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Детский и семейный психолог в Череповце

Юлия Данилова

Записывайтесь на консультацию : +79210582328

Блог

Главная » 2015 » Июнь » 17 » Родителей самих воспитывать надо!
13:50
Родителей самих воспитывать надо!
Чтобы разнообразить наш летний череповецкий семейный отдых, на эти праздничные выходные мы с дочерью отправились в Ярославль, где отлично провели время, за три дня посетив самые популярные для туристов места отдыха: зоопарк, планетарий, парк на Даманском полуострове, «Стрелку», дельфинарий, пару крупных торговых центров, и даже Толгский женский монастырь.

В эти дни я была невольным свидетелем многочисленных сценок, иллюстрирующих взаимоотношения между родителями и их детьми. Вот некоторые из них:

1. В зоопарке мальчик трех видит, как другие дети кормят с рук овсом козочек, у него загораются глаза, и он радостно восклицает:
- Мама, пойдем туда, я тоже хочу их погладить и покормить!

Мама по каким-то своим соображениям с недовольным видом оттаскивает за руку сына от этого места, не сопровождая свое поведение никакими комментариями. Мальчик понурым видом нехотя перебирает ногами.

Безусловно, у этой мамы были на это веские причины. Может быть, она устала, у нее плохое настроение, может быть она была недовольна предыдущим поведением сына. Я не знаю. Я только знаю, что если сейчас она недовольна тем, что сын слишком любознателен, слишком энергичен, говорит с утра до вечера, проявляет ко всему непомерный интерес и задает кучу вопросов, то года через три она будет искать ответ на вопрос, в том числе и у детского психолога: «Почему моему сыну ничего не интересно? Почему он не хочет учиться и не хочет ничем заниматься после школы?» Она и ее сын забудут про этих козочек в зоопарке, но мальчик уже сделал вывод: «Нет никакого смысла проявлять интерес к «козочкам» их все равно не дадут погладить и покормить».



2. В детском кафе за соседним столиком сидела девочка лет пяти со своими родителями. Девочка сидела молча, но маму хорошо было слышно:
- Сиди прямо!
- Не вертись!
- Ты опять вся обляпалась! Ну, ты и растяпа! Почему ты такая неряха? Неужели нельзя хотя бы раз не испортить одежду?
- Доедай пюре!
- Давай быстрее, вечно тебя ждать приходится!
- Нет. Молочный коктейль ты пить не будешь! Он холодный. У тебя заболит горло. Пей компот.

Вдобавок ко всему прочему мама сообщила дочери, что она лентяйка, что у нее руки не из того места растут, что замуж ее никто не возьмет. Из всего сказанного напрашивался вывод, что и родителям такой ребенок не больно-то нужен.

Известно, что до ¬7-ми лет ребенок узнает о себе от родителей и других значимых взрослых. Он говорит о себе то, что говорят ему взрослые. Эта информация не подвергается критике ребенка и воспринимается им как достоверная. Эта девочка за 5 минут пребывания в детском кафе, - в том месте, где по логике вещей она должна радоваться, - получила столько негативной связи о себе, что, для того, чтобы компенсировать ее воздействие, родители должны полчаса без перерыва давать ей позитивную обратную связь о том, какой она замечательный ребенок. Считается, то на каждое критическое замечание в адрес ребенка он должен получать 7 развернутых позитивных сообщений о том, что он сделал просто замечательно.

Если же ребенок растет в атмосфере осуждения, критики, оценки, сравнения, навешивания ярлыков, - то у него формируется низкая самооценка или, так называемый, хронический дистресс «Я недостаточно хорош». Впоследствии ему будут мешать такие качества характера, как:
- неумение сказать «нет» другому, несмотря на ущемление собственных интересов;
- не умение постоять за себя: отстоять свое мнение и свои права;
- страх перед людьми;
- зависимость от чувств и поведения другого человека;
- стремление брать на себя ответственность другого человека;
- страх отвержения, одиночества.

3. В парке аттракционов мальчик от радости, что мама купила билет на машинки, побежал по неровному асфальту, запнулся, упал и сильно расшиб коленку. С диким воплем от боли и страха он подбежал к маме в надежде, что она его утешит. Его всего трясло от страха. Но, вместо этого, чтобы ему посочувствовать и дать проплакаться, мама принялась кричать на него:
- Получил? Сколько раз я тебе говорила, не бегать! Никаких тебе развлечений больше не будет, пойдешь домой! Не реви, ты не девочка! Заткнись, тебе говорю!

Что же делать родителям в ситуации, когда ребенок получил травму, и испытывает сильную боль? Прежде всего, взять его за руку или обнять. Что-то говорить в этот момент, кроме ласковых слов поддержки нет никакого смысла. Ему больно и обидно, он просто не может воспринимать информацию, а тем более, анализировать свое поведение и делать выводы о том, что нельзя бегать и надо слушать, что ему говорит мама.

Кстати, когда ребенок бежит и кричит – это хорошо. В этот момент он интуитивно пользуется природным механизмом разрядки накопившихся чувств: гнева, страха, горя. Радость также требует разрядки. В детском саду и в школе и дома взрослые запрещают детям бегать и кричать. В результате его лишают возможности безопасным естественным образом разряжаться. На кого он потом выплеснет накопившиеся чувства? На более слабого: на младшего брата, сестру, другого ребенка или на беззащитного животного.

Если ребенок плачет от боли, или по любой другой причине, - ни в коем случае не следует прерывать его плач. Так он избавляется от физической боли и горя. Нужно дать ему столько времени, сколько ему необходимо, чтобы успокоится самому. Причем разрядка нужна всем: и мальчикам, и девочкам.

К сожалению, этот мальчик получил психическую тройную травму:
1) он сильно ушибся, ему было больно и страшно;
2) он не получил от мамы поддержки, она прервала разрядку и накричала на него;
3) он не попал на любимые аттракционы.

Мимо проходили недоуменные поведением этой мамы родители, и от какая-то сочувствующая женщина обреченно воскликнула:
- Родителей самих воспитывать надо!

Я с этим полностью согласна. Мы часто хотим видеть своих детей другими, но они берут пример с нас.

Юлия Васюкова, психолог-консультант.
Категория: Родители и дети | Просмотров: 256 | Добавил: Jule | Теги: психолог в Череповце, детский психолог в Череповце, воспитание детей, Родители и дети, консультация детского психолога в Ч | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar